Владимир Волков.

ЛОЛИТА-ЛИЛИТ ИЛИ МАГИЯ ЧЕРНОЙ ЛУНЫ У ВЛАДИМИРА НАБОКОВА.

 

Как часто мы находим противоречивым то, что на самом деле противоречивым не является. Сакральное останется сакральным, даже если представить его языком профанизации. Меня могут спросить, а не сошел ли я с ума, видя в такой пошлости, несмотря на изысканный стиль, изложение духовного учения. Решайте сами, где Набоков был мистиком, а где просто издевался над искателями истины. Я не собираюсь проводить психоанализ патологической личности Набокова, меня личность в данном случае не интересует совсем. Меня интересует только его роман, живое выражение вдохновения этой личности, скорее всего, даже не понимающей до конца тех истин, которые излагает.

            Кто он Гумберт Гумберт?   Нельзя не придавать значения именам. Они суть обозначения сути. Две буквы Г, точно также, как в имени главного героя "Степного Волка" Гарри Галлера. С Гарри Галлером все ясно, он обозначает самого автора - Германа Гессе, а кого представляет двойной Гумберт. Займемся этимологией, Homo по латыни человек, Humus - почва, земля, прах из которого сотворен первочеловек Адам.  Бедный Адам-Гумберт, вечно раздираемый противоречивыми желаниями. Каббалисты утверждают, что первой женой Адама была Лилит, второй - Ева. И наш Гумберт женский пол делит на два совершенно различных пола. "Гумберт вполне способен был иметь сношения с Евой, но Лилит была той о которой он давно мечтал".

            Лилит по еврейски ночь, Ева (Хавва) - жизнь. Истинный каббалист предпочитает беспокойной дневной жизни тишину ночи. Они даже утверждают, что Лилит для мистиков, это лестница в небо, но лишь для мистиков, а не для кого попало.  В жизнь Гумберта Лилит в первый раз входит в своей ипостаси Аннабеллы Ли, принцессы из далекой приморской страны. Почему-то мне на память приходит сводная сестра Байрона - Августа Ли. Любовь между братом и сестрой - это инцест. Но юного фавненка Гумберта постигла первая неудача, он был еще не достаточно зрел и его возлюбленная умирает, как Офелия, уходит из этого мира, чтобы дать место другой ипостаси Лилит. Гумберт мечется, ища свой недоступный идеал. Женится, купившись на обман Валерии, ловко прикидывающейся девочкой-нимфой. И  постоянно думает о смерти, мечтает быть заколотым, как Марат, рукой белошеей девочки  в ванне. Да, умирать конечно надо в ванне, алхимическая смерть и возрождение происходят именно в этой посудине.  Подлинная смерть для Гумберта - спокойная семейная жизнь.   Если Сиддхартха бросил своих жен и детей усилием собственной воли, то Гумберту в этом отношении помогает судьба.  Жена сама уходит от него, чтобы позднее впасть в животное состояние, и тем самым спасает его от подобной же участи.  Теперь его ожидала пустыня, в данном случае арктическая, где "сидя на круглом камне, под совершенно прозрачным небом, чувствовал до странности отчужденным от собственного "Я"." За пустыней следует психиатрическая больница, в символическом плане аналогичная пустыне. И лишь после этих "40 дней в пустыне" он встречает потерянный много лет назад идеaл. Аннабелла воскресает в Ло, девочке на веранде, окруженной лилиями, символом девственности и чистоты.

Дальнейшее развитие сюжета сводится к развитию отношений мага и его небесной возлюбленной. Следует одну особенность в романе Набокова. Над Гумбертом Гумбертом, точно также как над Таубеншлагом из "Белого Доминиканца" Г.Майринка, властвует судьба, Рок. Его путь определен иными силами, нежели человеческое желание. Судьба приводит его в дом госпожи Гейз и к Лолите. Судьба заставляет его установить особые, мистические отношения с Лолитой, делая ее дочерью Гумберта. Судьба избавляет нашего мага от несовершенной копии Лолиты - ее матери. " Оно было очень своеобразное, это ощущение: томительная, мерзкая стесненность - словно я сидел с маленькой тенью кого-то, убитого мной", Шарлотты Гейз трансформированной и растворенной в "алхимической смеси асфальта, резины, металла и камня."

Маг и его возлюбленная вступают в новые отношения. Она и сестра, как воплощение Аннабель Ли, и дочь и жена как тень Шарлотты . Дважды повторенный инцест. Она и возлюбленная и ученица, без которой невозможна никакая магическая практика, точно также, как невозможна она без инцеста. Недаром египетские фараоны женились на собственных сестрах, пытаясь этим сделать подобную связь сакральной.

 

И всегда луч луны навевает мне сны

О пленительной Аннабель Ли;

                                                            И зажжется ль звезда, вижу очи всегда

                                                            Обольстительной Аннабель Ли;

                                                            И в мерцанье ночей, я все с ней, я все с ней

                                                            С незабвенной - с невестой, с любовью моей;

                                                            Рядом с ней распростерт я вдали

                                                            В саркофаге приморской земли.

 

Присмотритесь, сколь значимыми символами обставлена первое соединение Гумберта и Лолиты. Гумберт, возвращаясь в комнату, где спит спящая принцесса, протискивается боком между зачарованным священником и девочкой, казавшейся юной невестой. Алхимическая свадьба свершилась. Гумберт, словно Симон Маг вступил в брак с величайшей из блудниц - ипостасью падшей Софии.          

А затем начинается бесконечное путешествие от стоянки до стоянки. Но чем далее, тем яснее проявляется природа Лолита -Лилит - демоницы -вампира.  "Каждый мой нерв все еще как кольцом охвачен и как елеем смазан ощущением ее тела - тела бессмертного демона в образе маленькой девочки". Но и сам Гумберт, подобно Фаусту, готов заключить союз с дьяволом ради знания.  "Я пишу это для того, чтобы отделить адское от райского в странном, страшном, безумном мире нимфомании.  Чудовищное и чудесное сливались в одной точке." "Другой великий подвиг манит меня; определить раз и навсегда гибельное очарование нимфеток." Искушение столь велико что Гумберт не способен с ним бороться.  "Но невзирая на ее гримасы, невзирая на грубость жизни, опасность, ужасную безнадежность, я все-таки жил на самой глубине избранного мной рая - рая, небеса которого рдели как адское пламя, - но все таки рая." Маг Гумберт окончательно избрал путь черной Луны и занялся Тантрической практикой. Лолита очаровывает его своей игрой (Лила - игра, иллюзия - богиня из пантеона индусов, танцует - как Саломея, требуя взамен голову-дух Гумберта.  Магия белой и черной луны великолепно описана в романе Г.Майринка "Ангел Западного окна". Но там главный герой пошел по пути белой луны, герой Набокова - черной.

Чем же кончилась вся эта история. Лолиту похитил зеркальный двойник Г.Г. К.К. (Клэр Куильти), такой же нимфоман. Мне это напоминает историю похищения Инанны, одной из ипостасей Лилит. И ради нее Гумберт спускается на самое дно ада, словно Орфей пытается вывести оттуда Лолиту, но поздно - той Лолиты уже нет, она умерла.  И ему остается только окончательное освобождение. Убить своего двойника, что равнозначно самоубийству.

И зададим последний вопрос, кто же на самом деле был прототипом Г.Г. Из тех, кто когда-то сидел на камне, я знаю только одного, Карла Густава (К.Г.) Юнга.

Hosted by uCoz