В.Г.ВОЛКОВ

Россия, Томск.

Музей истории Томска.

 

МУРЗЫ ЧАТСКИХ ТАТАР XVII – НАЧ.XVIII ВЕКОВ.  ОПЫТ ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ ДИНАСТИЙ.

 

Служилые чатские и томские татары XVII – нач.XVIII являлись особой этносоциальной группой служилого населения, а ее верхушка – мурзы и князцы, можно считать особым сословием внутри этой этносоцильной группы, которая приближается по своему социальному статусу к верхушке томских служилых людей – голов, сотников, атаманов и детей боярских.

Выяснение родственных связей внутри этой группы, выявление брачных связей с другими группами помогает ответить на ряд вопросов: состав группы, присутствие и вхождение в нее разных элементов, социальный статус группы, процесс складывания семейных кланов,  стабильность или нестабильность в составе группы на

58

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

протяжении длительного времени и т.д.

Чатские татары, кочевавшие  вдоль берегов Оби и ее притока р. Чаусы выше устья Томи,   перешли в русское подданство сразу после основания Томска, и часть из них поселилась в окрестностях Томска и вошла в состав служилых татар. Служилые татары совместно с русскими служилыми людьми обороняли Томск и его окрестности от нападений кочевников: «белых и черных калмыков» и «кыргызов», ходили в походы и сопровождали посольства (Миллер, 1937, с.314; Бояршинова З.Я., 1950, с.36; Емельянов Н.Ф., 1978, с.83; Томилов Н.А., 1992, с.56 – 57). Возглавляли чатских служилых татар мурзы. Чатские татары занимали более привилегированное положение, нежели томские. Это видно на примере жалованья, выплачиваемого им, и той роли, которой они играли в истории Томска.

Среди первых чатских мурз упоминаются Кызлан мурза Акбулатов, Бурлак мурза Аккулин, Сарткула Ендегулин, Карга Кызланов (1632/33 гг.) (РГАДА, кн.47. л.83), а также мурза Тарлав.  Тарлав известен тем, что приняв русское подданство,  он в 1629 г. взбунтовался и со всеми своими людьми бежал из Чатского городка вверх по Оби, поставив городок на р. Чингиске. Он пошел походом на томские волости и на Томск, сжег Чатский городок и убил много русских и татар. В 1631 г. томский воевода Петр Пронский послал против него отряд под началом Якова Тухачевского с отрядом в 300 человек томских служилых людей и чатского мурзу Бурлака с сотней чатских и томских татар. Тухачевскому удалось взять "изменнический городок". Тарлав бежал, но был настигнут и в схватке убит (Миллер Г.Ф., 1941.-  Т. II, с.91, 99-101, 263, 363, 364, 368-370, 372, 375, 376.; Уманский А. П., 1980, с.28, 47 – 49). Бурлак же известен тем, что вместе с томским сыном боярским Кузьмой Черницыным ходил в поход против мятежного «брата» Тарлава в 1630 г. (Уманский А. П., 1980, с.48).  

Основными источниками реконструкции родственных связей мурз и князцов послужили окладные книги денежного, хлебного и соляного жалованья, а также ряд других источников: сметные списки, таможенные книги, крестоприводные книги, материалы первой ревизии 1720 г. и т.д.

При реконструкции родственных связей мы использовали как прямые указания источников на эту связь, как например «Елугач Бекенеков умре а на его место по указу гдря и по помете на выписке с приписью подьячего Силы Великосельского поверстан в службу чатцкой татарин Ендай Бекенеков на умершего брата своего место Елугача Бекенекова а оклад учинен ему тот же» (РГАДА, кн.1452. л.120 об.), так и косвенные, это прежде всего упоминание служилого татарина на том же самом месте и с тем же окладом, что и его предполагаемый отец или брат. Например, в окладной книге жалованья за 165 (1656/57) годы первыми в списке чатских татар идут мурзы с окладом 9 рублей: Бурлак Аккулин, Итегмень Тарлавов и Кочеш Кызланов (РГАДА, кн.368. л.35).  В 170 (1661/62) году первыми в списке с тем же окладом идут Итегмень Тарлавов, Сургоян Бурлаков и Кочеш Кызланов (РГАДА, кн.438,  л.62 об.). Естественно, мы делаем вывод, что Сургоян Бурлаков является сыном Бурлака Аккулина, поверстанный в отцово место.

В некоторых случаях место предполагаемых отца и сына в списке не совпадает, но патроним столь редкий, что можно не сомневаться в родственной связи двух лиц. Например, мурза Сарткула Ендегулин указывается в 1632 – 57 гг., а в 1661/62 г. на его месте указан Косчек Сарткулин. Но в 1641 – 62 гг с более низким окладом указан также Аидек Сарткулин . Мы вправе предположить, что Аидек Сарткулин является сыном Сарткулы Ендегулина, так как в предыдущих списках другого Сарткулы не встречается. В  1671/72 г. на месте Аидека СарткулинаСоксон Аидеков. Также в 1661 – 86 гг. указывается ясаул Тосмамет Сарткулин с достаточно высоким окладом 9  рублей . А 1707 г. на его месте  ясаул Бекенек Тосмаметов . (РГАДА, кн.47. л.84 об.; кн.70. л.95 об.; кн.153. лл.43, 42 об.; кн.240. лл.40 об., 41; кн.368. л.35 об.; кн.438. л.62 об., 63; кн.566. лл.594, 639; кн.594. л.194; кн.717. л.100 об.; кн.755. л.61.; кн.868. л.362 об.; кн.1452. л.119)

Используя данную методику, мы выявили следующие династии чатских мурз:

Прежде всего, это потомки мурзы Тарлава* [*несмотря на участие Тарлава в бунте против русских властей, его сыновья получили титул мурз]: сыновья – Итегмень Тарлавов (1636 - 1686) , Койбас (Коймас) Тарлавов (1636 – 1677), Аиткул Тарлавов (1661 – 1886), внуки Сары Койбасов (1678 – 1886), Бекшень Койбасов (1676 – 86), Кандан Аиткулов (1707)  и правнук Алыпкей и Часагач Бекшеневы (1707) (РГАДА, кн.70. л.95; кн.153. л.43; кн.204. л.40 об.; кн.368. л.35; Стб.1567. л.275; кн.438. л.62 об.; кн.594. л.194; кн.566. лл.594, 583 об.;638; кн.622. лл.96 об.; кн.717. л.90 об.; кн.716. л.100 об, 101.; кн.755. лл.60, 61.; кн.868. л.362 об., 364 об., кн.1452. л.119, 119 об.).

К этой же династии следует отнести чатского мурзу Брата (Бурата) Сютеева и его сына, тоже мурзу Бахтогулу Братова. О родстве Бурата Сютеева с другими мурзами мы узнаем из документа 188 (1679/80) года. «Да для тое ж калмыцкие посылки дано в приказ чатцкого мурзы Итегменя Торлавова племянником ево Бурату Сютюменеву Кияку Айткулову по четыре аршина сукна шибтугу середнево и тово восмь аршын по цене два рубли осмнатцать алтын» (РГАДА, кн.717, л.29.).

В 1720 г. Бахтогулу Братов проживал с семейством в селении «На Тахтамышевом бору на Черной речке». Там же проживали служилый татарин Имаш Айткулов, видимо, сын Айткулы Тарлавова, Кызаш Акияков, сын указанного в вышеприведенном документе племянника мурзы Итегменя ТарлавоваКияка Айткулова. То же самое можно предположить относительно происхождения еще двух жителей этого селения  Чебаша Бекшенева и Сумаша Аикулова. Первый, видимо, был сыном Бекшеня Тарлавова, другой сыном Аиткула Тарлавова и братом Имаша Айткулова . (ГАТО, д.1а. лл.240, 240 об., 241, 242, 242 об. 243, 244  об.)

Другая династия – мурза Бурлак Аккулин (1632 – 1657)  и его потомки: сыновья – мурза Сургоян Бурлаков (1661 – 1686)  и Кожан Бурлаков (1681 – 86)  , внук – мурза Тезек Сургоянов (1707) . В своей челобитной Бурлак называет Тарлава «братом», т.е. возможно общее происхождение этих двух династий. Племянником Бурлака называют также чатского татарина Тосмамета Енбагачева, который участвовал в ряде томских посольств  к князю «белых калмыков» Коке Абакову в 1648-49 гг. и которого также именуют мурзой . (РГАДА, кн.47. л.83 об.; кн.70. л.95; кн.153. л.43; кн.204. л.40 об.; кн.368. л.35; Стб.1567. л.275; кн.438. л.62 об.; кн.594. л.194; кн.566.

59

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

лл.594, 638; кн.622. лл.96 об., 158 об; кн.717. л.90; кн.716. л.100 об.; кн.755. лл.60, 61; кн.868. л.362, 365; кн.1452. л.118 об., 119 об.; Покровский Н.Н., 1989.- с.203, 204, 305, 331, 344.; Уманский А. П., 1980, с.78, 79, 81.)

Третья династия –  мурза Кызлан Когулатов (1632/33)  и его сыновья – Кочеш Кызланов (1636 – 1677), Куртояк (Куртук) Кызланов (1636 – 1646) и Карга Кызланов  (1632/33) . (РГАДА. Ф.214. Оп.1. кн.47. лл.83, 84; кн.70. л.95; кн.153. л.43; кн.204. л.40 об.; кн.368. л.35; Стб.1567).

Четвертая династия – Урузак Сагалаков (1636 – 1646)  и его потомки: сыновья – мурза Арык Урузаков (1676 – 86) , Бекшень Урузаков (1671 - 1686) , внук Камаш Арыков (1707) . Урузак Сагалаков титул мурзы не носил, но приходился зятем Бурлаку Акулину, и видимо, благодаря этому родству, его сын Арык Урузаков получил титул мурзы.   В 1720 г. Камаш Арыков проживал в Бурлаковых юртах. (РГАДА, кн.70. л.96 об.; кн.153. л.44 об.; кн.204. л.41 об.; кн. 566 лл.594, 639; кн. 594 л.194; кн.622. лл.96 об., 97 об.; кн.717, лл.90 об., 91 об.; кн.755. лл.60, 62; кн.868. л.363 об., 373; кн.1452, л.119 об.).

Пятая династия – мурза Сарткула Ендегулин (1632 – 57) , и его потомки: сыновья – ясаул Тосмамет Сарткулин (1661 – 86), Аидек Сарткулин (1641 – 62)  и Косчек Сарткулин (1661/62),  внуки – ясаул Бекенек Тосмаметов (1707)  и Соскон Аидеков (1671 – 1682), правнуки Елугач и Ендай Бекенековы (1707) и Елдаш Сосконов (1685 – 1707) . (Миллер Г.Ф., 1941, с.360; РГАДА,  кн.47. л.84 об.; кн.70. л.95 об.; кн.153. л.43; кн.240. лл.40 об., 41; кн.368. л.35 об.; кн.438. лл.62 об., 63; кн.594. л.194; кн.566. лл.594, 638, 639; кн.717. л.91; кн.716, лл.100 об., 101; кн.755. лл.60, 61  об.; кн.868. лл.362 об., 367 об.; кн.1452. лл.119, 120 об.)

Весьма тесными были родственные связи чатских мурз с князьями «белых калмыков» (телеутов). Мурза Тарлав был женат на дочери самого известного князя «белых калмыков» Абака  (Миллер Г.Ф. , с.376,405; Уманский А. П. , 1980, с.93). Дети ТарлаваИтегмень, Койбас, и Аиткул, соответственно, приходились внуками Абаку, что часто подчеркивалось в томских документах XVII века. Сын Кандана (Кындана) Аиткулова, который таким образом, приходился прапраправнуком Абаку, также носил имя Абак  (ГАТО, д.1а. л.244 об.). Итегмень Тарлавов был женат на сестре князей Мачика и Уделека Койшебуриных, которая приходилась племянницей Абаку, т.е. был женат на своей двоюродной тетке (Уманский А. П., 1980, с.93) . На сестре Урузака Сагалакова был женат сын Абака – князь Кока Абаков (Покровский Н.Н., 1989, с.207, 313, 348) .

В 1662 г. группа «белых калмыков»  переселилась со своих земель в пределы Томского уезда под защиту томского воеводы (Уманский А. П. , 1980, с.48). Большая часть их, во главе с Балыком Кожановым поселилась к югу от Томска, там, где с.У.Ремезов указал юрты Телеутцкие и деревню Константинову (ныне в Яшкинском районе Кемеровской области). Эта этническая группа известна под именем калмаков и в настоящее время считается составной частью томских  татар. Выехал в то же время и князь Ирка Уделеков, сын Уделека Койшебурина. Ирка сначала вместе с Балыком Кожановым принял русское подданство, но затем «изменил» и совершал набеги на Томский уезд (Уманский А. П. , 1980, с.122), но сын его Шам Иркин остался жить в окрестностях Томска и в 1720 году он проживал вместе с потомками Тарлава «На Тахтамышевом бору на Черной речке». Здесь Шам Иркин записан уже не как «белый калмык», а как чатский казачий сын (ГАТО, д.1а. л.243).

Не исключено, что мурза Брат Сютеев мог приходиться племянником Итегменю Тарлавову по женской линии, а по происхождению быть также «белым калмыком». Иногда Брат Сютеев записан как Брат Чютеев, а среди «белых калмыков» хорошо известен Чот Битенев (Уманский А. П. , 1980, с.73), посол князя Коки Абакова в Томск, а также Битень Невтагин - «лутчий человек» князя Абака (Уманский А. П. , 1980, с.71). 

Также на место умершего мурзы Кожана Бурлакова в 1707 году был поверстан Аляк Агаев сын Искуленев. Он был сыном Агая Искуленева, который получал такой же оклад, что и Бекшень Койбасов и Кожан Бурлаков – 5 рублей и упоминался рядом с ними в списке (1656 - 1686). Известны «выезжие белые калмыик» Ергула Искуленев и Бурмай Искуленев, возможно, братья Агая Искуленева . Таким образом, на место чатского мурзы был поверстан еще один представитель телеутской знати. (РГАДА, кн.368. л.35 об.; кн.438. л.63; кн.566. л.639; кн.622. лл.97, 159; кн.717. лл.91, 93.; кн.716. лл.101, 103 об.; кн.755. лл.61 об., 64; кн.868. л.365 об.; кн.1452. л.119 об.; Уманский А. П., 1980, с.259).

Столь тесные связи между династиями чатских мурз и телеутских князей, а также постоянные переселения чатов к телеутов и телеутов к чатам, могут свидетельствовать  о том, что чаты всего лишь один из телеутских сеоков (родов). Так как известна принадлежность династии телеутских князей к сеоку мундус, то династию чатских мурз следует считать принадлежащую к какому-то сеоку, с которым мундусы часто заключали браки. У телеутов и теленгетов существует сеок Джиты-ас (jети-тас), который, согласно легенде, происходит от девушки из рода тёлёс (Л. П. Потапов, 1966, C.235.; Тадина Н.А.) .

К сожалению,  дальнейшую судьбу династий чатских мурз проследить весьма сложно, так как не обнаружены источники массового характера по татарскому населению Томского округа и уезда XVIII – нач.XIX веков. Но по мере тщательного выявления и изучения источников будет решена как и эта проблема, так и другие проблемы истории томских татар данного периода.

__________________________________________________________________

1. Бояршинова З.Я. Население Томского уезда в первой половине XVII века.//Труды Томского государственного университета.- Томск, 1950.

2. ГАТО. Ф.321. Оп.1. д.1а. л.246.

3. Емельянов Н.Ф. Татары Томского края в феодальную эпоху.//Этнокультурная история населения Западной Сибири.- Томск, 1978.

4. Миллер Г.Ф. История Сибири.- Т.I.- М.; Л., 1937.

5. Миллер Г.Ф. История Сибири. – М.,Л., 1941.-  Т. II. 

6. Покровский Н.Н. Томск. 1648 – 49 гг. Воеводская власть и земские миры.- Новосибирск, 1989.

7. Потапов Л.П.. Этноним теле и алтайцы.//Тюркологический сборник. К 60-летию А.Н. Кононова.– М.: Наука, 1966. – C.235.;

8. РГАДА. Ф.214. Оп.1. кн.47.

9. РГАДА. Ф.214. Оп.1. кн.70.

10. РГАДА. Ф.214. Оп.1. кн.153.

11. РГАДА. Ф.214. Оп.1. кн.240.

12. РГАДА. Ф.214. кн.368. л.35

13. РГАДА. Ф.214. Оп.1. кн.438.

14. РГАДА. Ф.214. Оп.1. кн.566.

15. РГАДА. Ф.214. Оп.1. кн.594.

16. РГАДА. Ф.214. Оп.1. кн.622.

17. РГАДА. Ф.214. Оп.1. кн.717.

18. РГАДА. Ф.214. Оп.1. кн.716.

19. РГАДА. Ф.214. Оп.1. кн.755.

20. РГАДА. Ф.214. Оп.1. кн.868.

21. РГАДА. Ф.214. Оп.1. кн.1452.

22. РГАДА. Ф.214. Оп.1. Стб.1567.

23. Томилов Н.А. Этническая история тюркоязычного населения Западно-Сибирской равнины в конце XVI – начале XX веков.- Новосибирск, 1992.

24. Уманский А. П. Телеуты и русские в XVII-XVIII веках.- Новосибирск, 1980.

25. Тадина Н.А. Об этногенетической основе алтайских преданий. Электронный ресурс. Доступ: http://www.kyrgyz.ru/?page=325

60

 

КУЛЬТУРА КАК СИСТЕМА В ИСТОРИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ: ОПЫТ ЗАПАДНО-СИБИРСКИХ АРХЕОЛОГО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ СОВЕЩАНИЙ. Материалы XV Международной Западно-Сибирской археолого-этнографической конференции.- Томск, 19 – 21 мая 2010 года.- С.58-60

 

 

Hosted by uCoz