ВОЛКОВ В.Г.1, ХАРЬКОВ В.Н.2, ШТЫГАШЕВА О.В.3, СТЕПАНОВ В.А.2

Россия, Томск 1 и 2, Абакан3

МУ «Музей истории Томска»1,  НИИ медицинской генетики СО РАМН2, Хакасский государственный университет3.

 

ГЕНЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ХАКАССКИХ И ТЕЛЕУТСКИХ СЕОКОВ. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПО ДАННЫМ МАРКЕРОВ Y-ХРОМОСОМЫ.

 

Сеок (южноалт. сӧӧк, хакас. - сööк) — род у алтайцев, шорцев и хакасов, группа людей, осознающих общность своего происхождения от одного предка по мужской линии. Буквально сеок переводится на русский язык как кость. 

Современные методы, применяемые в молекулярно-генетических исследованиях, позволяют проверить, является ли сеок кровнородственным объединением, имеющим одного родоначальника по мужской линии или осознание такой общности является лишь условностью, и сеок является общностью людей, проживающих на одной территории, но не связанных генетическим родством по отцовским генеалогическим линиям.

Охарактеризовано 8 популяционных выборок этнических хакасов из Аскизского, Таштыпского и Ширинского районов Республики Хакасия. Всего протестирован  251 мужчина. Проведено генотипирование 52 SNP и 17 YSTR-маркеров.  В XVII веке эта территория входила в состав Алтырского княжества (улуса). В XIX - начале XX века здесь проживали качинцы, бельтыры и бирюсинцы.

Была установлена принадлежность к определенным сеокам 222-х человек, носителей 96 фамилий. При сопоставления фамилий и сеоков использовались данные из работы В.Я.Бутанаева и этнографов, которых приводят сведения о принадлежности своих информаторов к определенным сеокам (Бутанаев В.Я., 1994. С.33 – 93). .

Представлены следующие сеоки: кичин (1 чел.), пилтiр (17 чел./8 фами-

* Работа частично финансирована грантами Российского фонда фундаментальных исследований (№09-04-00143-а и №09-04-92665-а) и ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы» (ГК №02.512.11.2289).

 

403

__________________________________________________________________

лий), пюрют (5/4), сагай (1), хахпына (8/4), сайын (6/5), сарыг (10/1), сойыт (1), сор (4/3), соххы (15/4), табан (5/3), таяс (1), таяш (1), том (1), том-сагай (1), туран (10/5), халар (1), хан (1), харга (37/12), хасха (9/5), хобый (41/9), хызых хая (8/7), хый (16/6), хыргыс (4/2), читi пююр (2/1), чыстар (3/3), ызыр (12/4).

 

В.Я.Бутанаев выделяет  6 этнографических групп хакасов: качинцы, койбалы, сагайцы, бельтыры, бирюсинцы,  кызыльцы. В XIX веке основное деление происходило по принадлежности к административным родам: Бельтирскому, Кызыльскому, Ближнекаргинскому и т.д. Перечисленные выше сеоки, к которым принадлежат протестированные люди, входили в состав следующих административных родов: Бельтирский, Ближнекаргинский, Дальнекаргинский, Изушерский, Мрасско-Изушерский, Карачерский, Казановский, Кивинский, Кызыльский, Кубанов, Мунгатов, Татаров, Шалошин, Таражаков, Тубинский и Сагайский . 

 

Показателем возможности родства между представителями разных фамилий является принадлежность к одной гаплогруппе. Если два человека принадлежат к разным гаплогруппам, между ними не может быть родства по мужской линии. Если же два человека принадлежат к одной гаплогруппе, то возможность родства между ними существует.  Но сказать в какой степени данное родство невозможно. Генетическое родство определяется по схожести других показателей - гаплотипов. 

По результатам тестирования удалось выявить в каждом сеоке основную гаплогруппу, представителей которой в сеоке абсолютное большинство.

Бельтыры.

Бельтирский род: сеок пилтiр представлен в основном представителями гаплогруппы R1a1, сарыг -   N1b, табан - N1b, хахпына – Q, чыстар – R1a1.

Бирюсинцы:

Ближнекаргинский род: сайын - N1b, харга - N1b. Дальнекаргинский род: туран - R1a1. Изушерский род: таяс - R1a1, халар - R1a1, читi пююр - R1a1. Мрасско-Изушерский: кичин – R1a1, таяш – R1a1. Карачерский род: сор - R1a1, чилей - R1a1. Казановский род: том - N1b. Кивинский род: хобый – N1c, хый - N1c. Кызыльский род: хызыл хая - R1a1.

Качинцы:

Кубанов род: соххы - N1b. Мунгатов род: ызыр - N1b. Татаров род: пюрют - N1b. Шалошин род: пюрют - N1b, хасха - N1b.

Койбалы: Таражаков род: хан - N1c.

Не удалось уставить основную гаплогруппу у качинцев тубинского рода: сеок хыргыс и у сагайских сеоков.  Представителей этих сеоков было протестировано недостаточное количество, чтобы делать однозначные выводы.

Сравнительный анализ гаплотипов убедительно показал, что представители одного сеока в подавляющем большинстве не только принадлежат к одной гаплогруппе, но и являются родственниками по мужской линии и чаще всего восходят к одному родоначальнику, жившему в недалеком прошлом – ок. 300 – 400 лет назад.

Кроме этого, и наличие одинаковых гаплогрупп и близость гаплотипов показывают, что административные роды, на которые делились хакасы в XIX веке, представляют собой объединение родственных сеоков. Наиболее близкими между собой оказались: Кивинский (хобый) и Кийский (хый) роды бирюсинцев (N1c), Изушерский, Мрасско-Изушерский и Карачерский роды бирюсинцев (R1a), Кубанов (соххы), Мунгатов (ызыр) и Шалошин (хасха) роды качинцев (N1b), сеоки харга и сайын Ближнекаргинского рода бирюсинцев (N1b). Также близки между собой оказались сеоки пилтiр и чыстар Бельтирского рода и туран Дальнекаргинского рода (R1a1).

В большинстве своем эти данные не противоречат общепринятым версиям этногенеза хакасского народа. Но в некоторых случаях заставляют по-новому взглянуть на этот процесс.

Например, данные генетического исследования убедительно свидетельствует о близком родстве между сеоками хасха, ызыр, соххы, харга, сайын и сарыг. Кроме того, гаплогруппа N1b, которая является основой генетического единства этих сеоков, характерна, прежде всего, для самодийских народов.

Сеок хасха является самым крупным сеоком качинцев. Собственно, название качинцы, согласно свидетельству Г.Ф. Миллера, появилось в XVII веке  и связано с названием именно этого сеока (Миллер Г.Ф., 1941, С. 49.) . Русская форма качи затем была перенята хакасским населением как хааш (хаас), но уже в значении общего обозначения скотоводов Качинской степной думы. Точно таким же образом по сеоку хызыл получили общее название кызыльцы, по сеоку сагайсагайцы, по сеоку пилтipбельтыры и т.д. (Бутанаев В.Я., 1990, С. 19-20, 54.)

Историческое название «хааш» характерно для этнических образований оленеводов Восточных Саян. Например, «хааш» - один из основных сеоков тофаларов, «хааш» - тувинское название бурятских сойотов, «хааш» - дархатское обозначение тувинцев – тоджинцев, «хара хааш» - тувинское наименование тофаларов. Наряду с формой «хааш» среди родовых подразделений оленеводов (тувинцев-тоджинцев, бурятских сойотов и хубсугульских урянхайцев) встречается название «хаасут». По всей видимости, термин хааш (хаас) восходит к самодийскому хас — мужчина (Бутанаев В.Я., 1994, С.3-4). Данные генетики убедительно свидетельствуют, что сеоки хасха и ызыр (основное ядро качинцев) имеют прямую генетическую связь с народами самодийской языковой группы, в основном представителями гаплогруппы N1b, и,  следовательно, с носителями этнонимов «хааш».

Интересную версию происхождения этнонима ызыр (езер, изерцы) предлагает А.М.Малолетко. В правобережье Енисея, по  ррыда и Кома, некогда проживали кашинцы конные (кашинцы немирные – на карте С.У.Ремезова 1701 г.). Без сомнения, этноним кашинцы, как и качинцы, восходит к тому же общесамодийскому самоназванию кас – человек. В тофаларском  языке есть слово езер – седло. В этом случае, конные кашинцы и ызыр, изерцы является названием одной этнической группы. Конным кашинцам противопоставлены пешие кашинцысарых каш, первая часть этнонима представляет собой тофаларское слово сара – подошва, название сарых каш было впоследствии переосмыслено тюрками как желтые кашинцы (Малолетко А.М., 1999. С.248-249).   Сеок сарыг действительно представлен прежде всего гаплогруппой N1b, как хасха и ызыр. 

Таким образом, предполагаемая связь этнических групп, название которых восходит к общесамодийскому обозначению человека – кас, каш, хааш подтверждается данными генетики. Основным компонентом

404

__________________________________________________________________

всех этих групп: качинцев-хасха, кашинцев, ызыр-изерцев (конных кашинцев), сарыг (пеших кашинцев)  являются представители гаплогруппы N1b, которая наиболее распространена именно у современных самодийских народов: селькупов, ненцев, энцев, нганасан. Но следует также признать, что родство между самодийскими и тюркоязычными N1b достаточно удаленное и уходит в эпоху неолита (3000 – 3500 лет назад). Тюркские языки достаточно молодые по сравнению с  индоевропейскими, финно-угорскими и самодийскими.  Вероятная прародина тюркских языков совпадает с прародиной гаплогруппы N1b –  Монголией. Таким образом, тюркоязычных N1b следует считать не отюреченными самодийцами, а первичными носителями пратюркского языка, при этом, генетически близкими прасамодийцам, и сохранившими общие с самодийцами этнонимы с древнейших времен. 

Наиболее вероятно, что хакасские сеоки хасха, ызыр, соххы, харга, сайын и сарыг являются потомками того пришлого монголоидного компонента, который совместно с потомками тагарцев положили начало таштыкской культуре и которые известны под именем «гяньгуни» (Кызласов Л.Р., 1984, с.17). .

Также стоит отметить близкое родство сеоков Изушерского, Мрасско-Изушерского и Карачерского родов бирюсинцев (R1a1), которые, согласно многочисленным данным, относятся к шорским родам.  Даже в названии родов: Изушерский, Мрасско-Изушерский и Карачерский содержится указание на их связь с шорцами [окончание -чер, -шер]. Генетически близки к ним бельтырские сеоки пилтiр и чыстар, бирюсинские сеок туран  и хызыл хая. Практически все гаплотипы R1a1 у хакасов и шорцев входят в единую группу и отличаются от гаплотипов R1a1 других этносов, но имеют явное сходство с гаплотипами носителей тагарской археологической культуры (Keyser Ch. et all., 2009) . Таким образом, данные сеоки являются прямыми потомками тагарцев.

По тому же набору генетических меркеров было проведено генотипирование  телеутов - 36 мужчин, жителей населенных пунктов Беково, Белово, Верховское и Черта Беловского района, Шанда Гурьевского района Кемеровской области. Это основной ареал расселения бачатских телеутов.  Общий анализ генофонда бачатских телеутов было проведен ранее (Харьков В.Н. и др.,  2009, С.1132 – 1142)

При сопоставления фамилий и сеоков использовались данные из работы Д.А.Функа и этнографов, которых приводят сведения о принадлежности своих информаторов к определенным сеокам (Функ Д.А., 1993. С.73 – 74). .

Представлены следующие сеоки: меркит (5 чел./4 фамилии), мундус (5/3), найман (4/1), очу (3/3), телес (1/1), тогул (4/1), тодош (5/1), чорос (2/1), ютты (5/2).

Результаты тестирования бачатских телеутов показали следующее:

Единственная гаплогруппа у сеока меркит  - N1c, мундус – R1a1, найман - N1c, очу – основная R1a1, телес - R1b1b1*, тогул - R1b1b1*, тодош - R1a1, ютты - R1b1b1*.

Не удалось определить основную гаплогруппу у сеока чорос. Также сеоки найман, тогул представлены одной фамилией, а телес – одним человеком, поэтому связывает эти сеоки с какой-либо гаплогруппой преждевременно.

Наиболее показательно родство между всеми представителями сеока меркит. Кроме того, гаплотипы представителей сеока найман (4 чел./1 фамилия) полностью идентичны с гаплотипами меркитов. Вероятнее всего, это либо неправильное соотнесение фамилии или сеока, либо представители этой фамилии генетически происходят от представителей другого сеока.

Также показательно родство между всеми представителями сеока мундус (5 чел./3 фамилии) - R1a1*. При этом генетически близки им представители сеока тодош.

Сеок ютты не относится к телеутским, а к особой этнической группе – аш-кыштымов. Все представители этого сеока явные родственники (5 чел./2 фамилии) - R1b1b1*. Генетически близким к сеоку ютты оказался сеок тогул, который также не относят к телеутским.

Таким образом,  генетическое исследование Y-хромосомы бачатских телеутов также доказывает, что сеок является, прежде всего, объединением родственников по мужской линии. 

__________________________________________________________________

1. Keyser C. et all. Ancient DNA provides new insights into the history of south Siberian Kurgan people.//Human Genetics online, May 16, 2009.

2. Бутанаев В.Я. Этническая история хакасов XVII-XIX вв. // Материалы к серии «Народы Советского Союза». Вып. 3. Хакасы. М., 1990.- С. 19-20, 54.

3. Бутанаев В.Я. Происхождение хакасских родов и фамилий.- Абакан, 1994.   

4. Кызласов Л.Р. История южной Сибири в средние века.- М., 1984. 

5. Малолетко А.М. Древние народы Сибири. Томск, 1999.

6. Миллер Г.Ф. История Сибири.- Т. 2.- М.; Л., 1941.

7. Функ Д.А. Бачатские телеуты в XVIII - первой четверти XX века: историко-этнографические исследования.- М., 1993.- Т.2.

8. Харьков В.Н. и др. Сравнительная характеристика генофонда телеутов по данным маркеров Y-хромосомы.//Генетика.- 2009.- т.45.- №8.- С.1132 – 1142.

 

405

 

КУЛЬТУРА КАК СИСТЕМА В ИСТОРИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ: ОПЫТ ЗАПАДНО-СИБИРСКИХ АРХЕОЛОГО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ СОВЕЩАНИЙ. Материалы XV Международной Западно-Сибирской археолого-этнографической конференции.- Томск, 19 – 21 мая 2010 года.- С.403-405

 

Hosted by uCoz